Машиностроительный чертеж Графическое оформление чертежей Общие сведения о видах проецирования


Некоторые геометрические построения

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКОВ ПРЯМЫХ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

Из многочисленных случаев в этом параграфе рассматриваются только те, которые часто встречаются при выполнении чертежей.

Деление отрезка прямой на две и четыре равные части. Чтобы отрезок АВ разделить на две равные части, из концов отрезка циркулем проводят две дуги окружности радиусом 7?, несколько большим половины данного отрезка, до взаимного пересечения в точках пит (рис. 43, а). Точки п и т соединяют прямой, которая пересекает отрезок АВ в точке С. Точка С делит отрезок АВ на две равные части. Проделав подобное построение для отрезка АС, находим его середину — точку О. Повторив построение для отрезка СБ, разделим отрезок АВ на четыре равные части.

При вычерчивании детали, показанной на рис. 43, б, применяют способ деления отрезка на четыре части.

Деление отрезка прямой на любое число равных частей. Пусть отрезок АВ требуется разделить на 11 равных частей. Для этого из любого конца данного отрезка, например, из точки В (рис. 44, а), проводят под произвольным острым углом вспомогательную прямую линию ВС, на которой от точки В измерительным циркулем откладывают 11 равных отрезков произвольной величины. Крайнюю точку 77 последней отложенной части соединяют с точкой А концом отрезка прямой АВ. Затем с помощью линейки и угольника проводят ряд прямых, параллельных прямой 77Л, которые и делят отрезок АВ на 11 равных частей.

На рис. 44, б показана деталь, при вычерчивании которой можно применить данный способ.

§ 2. ПОСТРОЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ ТРАНСПОРТИРОМ

Транспортир — это прибор для измерения и построения углов. Это полукруг с разбивкой на градусы, соединенный с опорной планкой.

Для измерения угла транспортир прикладывают опорной планкой к одной из сторон данного угла (рис. 45, а) так, чтобы вершина угла (точка А) совпадала с точкой О на транспортире. Величину угла САВ в градусах определяют по шкале транспортира.

Для построения угла заданной величины (в градусах) со стороной АВ и вершиной в точке А к АВ прикладывают транспортир так, чтобы его центр (точка О) совпал с точкой А прямой АВ, затем у деления шкалы транспортира, соответствующего заданному числу градусов (например 55°), наносят точку п.

РИС. 43

Транспортир убирают и проводят через точку п отрезок АС — получают заданный угол САВ (рис. 45, б).


РИС. 46

Углы можно строить с помощью угольников с углами 45, 30 и 60° и линейки или рейсшины. На рис. 46 показано, как при различных положениях угольников на рейсшине можно строить углы 60 (120), 30 (150), 45° (135°) и другие при использовании одновременно двух угольников.

Построение и деление углов Деление угла на две и четыре равные части. Способы построения многоугольников Способ триангуляции. Построение многоугольников этим способом основано на последовательном построении ряда треугольников, примыкающих сторонами друг к другу. Определение центра дуги окружности Многие детали машин и приборов имеют контур очертания, состоящий из прямых линий, лекальных кривых и дуг окружностей. При делении окружности на 12 равных частей с помощью циркуля можно использовать тот же прием, что и при делении окружности на шесть равных частей Деление окружности на любое число равных частей. С достаточной точностью можно делить окружность на любое число равных частей, пользуясь таблицей коэффициентов для подсчета длины хорды Сопряжение линий При вычерчивании деталей, контуры очертаний которых состоят из прямых линий и дуг окружностей с плавными переходами от одной линии в другую, часто выполняют сопряжения Сопряжение двух сторон угла дугой окружности и заданного радиуса

На главную