Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод

МОНЕ Клод (1840, Париж - 1926, Живерни). 21 июня 1926 г., за несколько месяцев до смерти, Клод Моне очень точно определил свою роль в истории искусства и в импрессионизме. Он сказал: «Мне всегда внушали ужас теории... Заслуга моя только в том, что я писал прямо на природе, пытаясь передать на полотне самые быстротечные эффекты, и я в отчаянии оттого, что дал основание называть импрессионистами группу художников, большинство из которых не имели никакого отношения к импрессионизму». Так художник, который считается «отцом импрессионизма» и который говорил: «Для нас писать картины - то же, что для птиц петь», определил на закате жизни свою точку зрения на это направление, основанное исключительно на визуальных впечатлениях и передаче малейших изменений цвета и формы под воздействием освещения.

К. МОНЕ Дама в саду (Сент-Адресс). 1867

К. МОНЕ Регата в Аржантейе. Ок. 1872 Нанесение грунта Грунтом в древнерусском искусстве является левкас. На протяжении всех веков грунт под яичную темперу делали белым, гладким и плотным, чтобы он просвечивал из-под слоя живописи и не вытчгивал связующее красок.

О нем говорили: «Моне - это только глаз, но какой глаз!» Действительно, этот удивительный глаз умел молниеносно схватывать неуловимые и переменчивые эффекты, самые непостоянные, тончайшие цветовые оттенки, вибрацию света и благодаря удивительной быстроте, с которой работал художник, запечатлевать на холсте ощущение одного краткого мгновения. Во всех своих картинах Клод Моне передавал чувства и впечатления, вызванные у него тем, что можно было бы назвать «нереальной реальностью». Искренне восхищавшийся им и посвятивший ему немало превосходных страниц Октав Мирбо однажды сказал: «Давайте, Моне, хотя бы один раз взгляните в лицо реальности, заставьте ваш разум подчиниться дисциплине. Скажите себе, что
существуют мечты, которым не должна поддаваться сильная натура, потому что они нереализуемы. Нельзя пойти дальше воспринимаемого мира, и даже то, что вы чувствуете и что вы видите, - и без того довольно широкая область, почти бесконечная». По всей видимости, эти слова следует воспринимать как наивысшую похвалу в адрес Моне.

К. МОНЕ Городок Ветёй. 1901

К. МОНЕ Камилла (Японка). 1876

21 июня 1926 г., за несколько месяцев до смерти, Клод Моне очень точно определил свою роль в истории искусства и в импрессионизме. Клод Моне родился в Париже, но почти все его детство и юность прошли в Гавре. В 1858 г. он познакомился с Буденом, который и научил его работать на пленэре. В 1859 г. Моне приехал в Париж и начал посещать Академию Сюиса, где он познакомился с Писсарро. В 1870 г. Моне едет в Лондон, где встречает Писсарро; вместе они открывают для себя творчество Констебла и Тернера («Вестминстерский мост», 1871). К. МОНЕ Белые кувшинки. 1899 Результатом этой поездки станут «Скалы в Бель-Иле» (оба варианта). Клемансо, большой поклонник творчества Моне, опубликовал в этой связи статью под названием «Революция соборов», в которой обращал особое внимание на поразительную смелость художника при обращении с цветом и передаче тончайших нюансов, благодаря чему Моне удалось блестяще передать игру света и его переливы на поверхности этого величественного памятника архитектуры - ни один художник не заходил так далеко в передаче поэтического впечатления. И как композитор может сочинять различные композиции на одну и ту же тему, так и Моне бесконечно моделирует, никогда не повторяясь. Однако в стилистическом плане налицо очевидная эволюция ее творчества: если сначала Берта Моризо работала в традиционной живописной манере и находилась под значительным влиянием Коро Благодаря Мане Моризо начинает интересоваться изображением человеческой фигуры и портретной живописью («Портрет госпожи Понтийон», сестры художницы, выполненный пастелью, 1871; «Колыбель», 1872; «Ловля бабочек», 1873).

Дж. де НИТТИС Парфюмерная лавка «Виолетт» на бульваре Капуцинок. Ок. 1880 ПИССАРРО Камиль (1830, о-в Сен- Тома, Антильские острова, владение Нидерландов - 1903, Париж). Если Клод Моне и Сислей больше всего любили изображать на своих картинах воду и непрерывно меняющиеся отражения на ее поверхности, то Камиль Писсарро всегда отдавал предпочтение земле. Вот почему на его пейзажах так часто можно увидеть домашний скот или крестьян. К. ПИССАРРО В окрестностях Лувесьенна, осень. 1869-1870 Начиная с 1881 г. Писсарро, так же как Ренуар, творчество которого именно в этот период претерпевает изменения, и как Сезанн, осознает, что импрессионизму не хватает основательности и структурности в области формы; наступает новый период в творчестве Писсарро


Предшественники импрессионизма