Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод

ЛАВЬЕЙ Эжен (1820-1889). Как Жорж Мишель, Эрвье и Шентрейль, Лавьей, сын небогатого парижского обойщика, начинал с того, что писал небольшие домишки, расположенные на Монмартрском холме; впоследствии он станет любимым учеником Коро. Вместе с женой и детьми Лавьей обосновывается в Барбизоне; они поселяются в лачуге и ведут полную лишений жизнь, однако у художника есть возможность наблюдать за всеми изменениями освещения с самого восхода солнца. Он дебютирует в Салоне (1844), а в 1848 г. участвует в «Открытом Салоне»1 и в 1849 г. за одну из своих работ, выставленных в Салоне, получает медаль третьей степени. В 1855 г. один поклонник его таланта предоставляет художнику жилье в подсобных помещениях своего дома около Ля-Ферте-Милон, где некогда размещался лепрозорий, и художник продолжает писать пейзажи - всегда под открытым небом, в любое время года и в любую погоду. Его полные грустного очарования, выдержанные в серых тонах пейзажи Барбизона уступают место свежим и светлым тонам долины Урк. Но, как и Шентрейль, за свое пристрастие к изображению покрытых снегом деревушек Лавьей заплатил бронхитом и плевритом. Успех картины «Ночь», выставленной в Салоне (1878), вдохновил художника, как и Ионкинда, на многочисленные пейзажи в лунном свете, которые он писал с тем же увлечением, что и занесенные снегом дома, пейзажи на восходе и на закате солнца, а также природу, купающуюся в солнечном свете. Как все пейзажисты его поколения - Кальс, Эрвье, Шентрейль, - Лавьей жил глубокой любовью к природе, честно и добросовестно выражая ее в своих бесконечных вариациях, что и дает основание отнести его к предшественникам импрессионизма.

ЛАМБИНЕ Эмиль Шарль (18151877). Этому ученику Дроллинга, Буас- селье и Ораса Верне больше всего дали Коро и Добиньи. Начиная с 1833 г. и до самой смерти Ламбине выставляет пейзажи, на которых запечатлены окрестности Парижа - чаще всего долины Шеврез, - виды Бретани и Нормандии. Его работы покоряют тонкими и изысканными световыми эффектами.

Э. Ш. ЛАМБИНЕ Осеннее утро. 1850

Однако в 1854 г. уже заявляет о себе импрессионизм, и работы Ламбине заставляют нас вспомнить картины Писсарро. Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу.

ЛЕПИН Станислав (1835-1892). Этот последователь Коро был, как и Буден, самоучкой. Часть лета он проводил в Нормандии, но постоянно жил в Париже, ища вдохновение на берегах Сены. Он был знаком с Кальсом, Дютилье, Виньоном и в 1874 г. принимал участие в первой выставке группы импрессионистов, одним из самых бесспорных предшественников которых он является, хотя живописи Лепина - для нее характерны тонкие цветовые нюансы - далеко до дерзости, свойственной Моне и художникам его круга. Его картины покоряют нас свежестью колорита, точностью мазка, что и дает основание сравнивать художника с Коро и с Ионкиндом: как и Ионкинд, Лепин любил писать лунные ночи. Он всегда был стеснен в средствах, и, поскольку у него не было своего торговца картинами, ему приходилось, как некоторым предшественникам импрессионистов, самому организовывать продажу собственных работ. Оригинальность творчества Лепина была признана только после его смерти.

МЕНЦЕЛЬ Адольф фон (1815-1905). Сын литографа из Бреслау, прямой наследник традиций берлинской школы живописи, которая прославилась такими мастерами, как Крюгер и Блехен, в 1845 г. он побывал на выставке в Берлине, и увиденные там пейзажи кисти Констебла стали для него полным откровением. МИШАЛЛОН Ашиль Этна (17961822). Мишаллона, ставшего в 1817 г. первым художником, отмеченным наградой за исторический пейзаж, многие считают предшественником романтизма; другие же относят его к предшественникам импрессионизма МОНТИЧЕЛЛИ Адольф (18241886). Свое художественное образование Монтичелли начал в школе рисунка в Марселе, после чего в 1846 г. он переехал в Париж, где часто бывал в Лувре и в мастерской Поля Делароша. ПАЛМЕР Сэмюэл (1805-1881). Будущему художнику его отец, книготорговец, привил любовь к литературе, и в первую очередь к Мильтону.

РИБО Теодюль (1823-1891). Наряду с Бонвеном и Воллоном Рибо считается предшественником Мане и - в более широком смысле - импрессионистов. Карл Роттманн, родившийся 11 января 1798 г. неподалеку от Гейдельберга и скончавшийся 7 июля 1850 г. в Мюнхене, учился искусству живописи у своего отца и у Иоганна Кселлева в Нюрнберге. ТЁРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям Теофиль Готье писал, что на ней изображен «зверь Апокалипсиса - сверкающий локомотив, широко распахнувший во мраке ночи свои горящие стеклянные глаза; он увлекает за собой длинный хвост вагонов. УИСТЛЕР Джеймс Эббот Макнил (1834-1903). Его отец, майор Джордж Уистлер, военный инженер, был приглашен в Россию проектировать строительство железной дороги Петербург - Москва; с ним поехали жена и сын. Уистлер связан с различными художественными тенденциями своего времени и благодаря своим достижениям в живописи с полным правом может быть отнесен к числу предшественников импрессионизма. ШЕНТРЕЙЛЬ Антуан (1816-1873). Этот ученик Коро, так же как Кальс и Эрвье, всегда пытался передать тончайшие изменения освещения на восходе и закате солнца; и он был одним из тех предшественников импрессионизма, кому это удалось лучше всех. ЭРВЬЕ Адольф (1818-1879). Сын художника, учившегося у Давида, Эрвье был учеником Леона Конье и - в еще большей степени - Изабе.


Предшественники импрессионизма